ГлавнаяСведения об образовательной организацииОбразовательные стандарты и требования

Образовательные стандарты и требования

  • 2025 - 2026. Что нового?
    9 октября 2024 года был опубликован Приказ Минпросвещения 704, который вносит важные изменения в федеральные основные общеобразовательные программы.

    Эти нововведения вступят в силу с 1 сентября 2025 года, что существенно повлияет на обучение школьников по всей стране. В этой статье мы подробно рассмотрим, какие изменения ожидают образовательную систему, как они отразятся на учебном процессе и что это значит для школьников, родителей и учителей. Давайте разберемся, к чему готовиться и что нового принесет новый учебный год!

    Приказ Минпросвещения 704: изменения

    Минпросвещения России выпустило приказ от 9 октября 2024 года № 704, который внес изменения в федеральные образовательные программы. Эти изменения вступят в силу с 1 сентября 2025 года и направлены на снижение учебной нагрузки, повышение качества образования и улучшение планирования учебного процесса. Давайте разберемся, что это значит на практике.

    1) Во-первых, приказом установлено, что общее количество контрольных работ, включая всероссийские проверочные работы (ВПР), не должно превышать 10% от всего объема учебного времени. Это позволит избежать перегрузки учеников и сбалансировать учебные и проверочные мероприятия.

    Длительность контрольной работы составляет от одного до двух уроков (не более чем 45 минут каждый).

    Длительность практической работы, включая лабораторные, интерактивные и иные работы и не являющейся формой контроля, составляет один урок (не более чем 45 минут).

    2) Во-вторых, документом закреплен перечень проверяемых требований (кодификатор) к метапредметным и предметным результатам. Теперь четко определены критерии, по которым будет оцениваться успешность освоения программ, что позволит унифицировать процедуры оценки на федеральном и региональном уровнях. Так, например, определены критерии Познавательных УУД: логические действия, выявление закономерностей и установление причинно-следственных связей.

    3) Кроме того, программы обучения теперь синхронизированы с государственными экзаменами — ОГЭ и ЕГЭ. По каждому предмету выделен список элементов содержания, которые будут проверяться на экзаменах. В то же время у школ остается возможность корректировать поурочные планы в пределах установленных норм, определяя количество оценочных процедур и их расположение в расписании.

    4) В новом приказе Минпросвещения России представлено подробное поурочное планирование для каждого учебного предмета, что позволяет более четко структурировать процесс обучения. Теперь учителя могут следовать заранее утвержденным темам уроков, адаптированным к новому образовательному стандарту.

    Обществознание и история с 1 сентября 2025

    Изменения в изучении истории и обществознания с 1 сентября 2025 года будут следующими:

    5-й класс:

    68 часов будет выделено на изучение всеобщей истории.

    34 часа — на историю своего края.

    6-й класс:

    28 часов для изучения всеобщей истории.

    57 часов на изучение истории России.

    17 часов на историю края.

    7-й класс:

    28 часов — на всеобщую историю.

    57 часов — на историю России.

    17 часов — на историю своего края.

    8-й и 9-й классы (с 2026 года):

    8-й класс:

    34 часа на всеобщую историю.

    68 часов на историю России.

    9-й класс:

    23 часа на всеобщую историю.

    45 часов на историю России.

    Обществознание с 9 класса:

    С 1 сентября 2026 года обществознание начнут преподавать с 9-го класса.

    Изменения в ФРП

    В новом приказе Минпросвещения России представлены изменения в федеральных рабочих программах (ФРП) по различным учебным предметам. Вот основные моменты:

    Русский язык: добавлено поурочное планирование, требования к результатам обучения, а также элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ. Теперь легче отслеживать, какие темы необходимо будет сдавать на экзамене.

    Литература: аналогично русскому языку, введено поурочное планирование и требования для ЕГЭ. Это поможет ученикам и учителям более структурированно подойти к подготовке.

    Родные языки и литература: появилась возможность корректировать общее количество часов, и некоторые модули, такие как «Толерантность», были заменены на «Уважение» или исключены вовсе.

    Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский): добавлен кодификатор требований и возможность корректировки часов, что позволит образовательным организациям гибко подходить к углубленному изучению языков.

    Математика: введены требования для ЕГЭ, а для углубленного уровня появилось новое содержание по курсу «Вероятность и статистика». Это обновление позволит лучше готовиться к экзаменам.

    Информатика: добавлены требования к результатам освоения программы и возможность корректировки часов для углубленного изучения. Это делает предмет более гибким и адаптированным к нуждам учащихся.

    Физика и химия: также добавлены требования для ЕГЭ, что поможет в подготовке к экзаменам.

    Биология: введены кодификаторы требований, которые будут проверяться на ЕГЭ, что сделает подготовку более целенаправленной.

    История: обновлено поурочное планирование, что поможет более четко структурировать изучение предмета и подготовку к экзаменам.

    Обществознание: добавлены поурочные планы для 10 и 11 классов, а также требования для ЕГЭ. Это сделает процесс обучения более понятным и последовательным.

    Физическая культура: введена новая редакция модулей, таких как «Самбо», «Гандбол», «Хоккей», «Городошный спорт» и даже «Компьютерный спорт», что делает уроки более разнообразными.

    Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ): корректировки в модуле «Безопасность в социуме» и добавление поурочного планирования обеспечат учащимся более современное и актуальное обучение.

    Рабочая программа воспитания: внесены изменения в модули «Классное руководство» и «Профориентация», что поможет более эффективно работать с учениками в плане их воспитания и подготовки к профессиональной деятельности.

    Эти изменения делают образовательные программы более гибкими, адаптированными к современным требованиям и помогают готовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и дальнейшей жизни.

    Организационные моменты учебного процесса

    В новом Приказе Минпросвещения 704 также обновлены организационные моменты учебного процесса. Вот краткое и структурированное описание изменений:

    Учебный план:

    Продолжительность учебного года теперь составляет 34 недели. Минимальный объем часов увеличен с 2170 до 2312 часов за 2 года обучения, максимальный — до 2516 часов.

    Варианты федерального учебного плана (ФУП) для различных направлений (естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического и технологического) предполагают 2 часа обязательных уроков. Третий час можно проводить за счет части, формируемой самими школами и учениками. Раньше третий час мог браться также за счет внеурочной деятельности или посещения спортивных секций.

    Появились рекомендации по домашнему заданию, что сделает нагрузку для школьников более сбалансированной.

    Календарный учебный график:

    Учебный график и режим работы теперь школы могут устанавливать самостоятельно, что позволит им более гибко подходить к организации учебного процесса.

    Каникулы должны длиться не менее 7 дней, а летние — не менее 8 недель. В случае чрезвычайных ситуаций возможен перенос учебного процесса на лето.

    Рекомендуется проводить учебные периоды по 5-6 недель с недельными каникулами. Общая минимальная продолжительность каникул должна быть не менее 126 дней для 10 классов и 42 дня для 11 классов.

    Внеурочная деятельность:

    Один час в неделю рекомендуется посвящать занятию «Россия — мои горизонты».

    До 4 часов в неделю школьники могут выбирать сами занятия по интересам, 1 час — на организационную деятельность, и еще 1 час — на профориентацию. Школы сами определяют формы проведения внеурочных занятий.

    Подведем итоги

    В заключение можно отметить, что новые изменения в образовательных стандартах и учебных планах направлены на создание более гибкой и эффективной системы обучения. Увеличение минимального объема часов, самостоятельная корректировка учебных графиков и рекомендаций по домашним заданиям позволят школам лучше адаптироваться к нуждам учеников и реалиям современного мира. Нововведения касаются как обязательных предметов, так и внеурочной деятельности, что способствует всестороннему развитию учащихся и помогает им более осознанно выбирать будущие направления обучения и профессионального развития.